Поясните порядок налогообложения и порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по деятельности ТСЖ.

Архив консультаций

Подзвозных Инна
Практикующий аудитор АК "ЭкономистЪ"

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21.02.2014 г. N 03-11-06/2/7386 налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

По нашему мнению, услуги оказанные жильцам в виде коммунальных платежей и расходов на содержание должны быть учтены как целевые поступления и не формировать базу для целей исчисления налога.

Такой же позиции придерживается заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ С.В.Разгулин. Так в своем письме №03-11-11/119 от 10.04.2012 г. он поясняет, что согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) « товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме….».

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ при применении организацией УСН в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, отчисления на формирование в установленном статьей 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья.

Таким образом, ТСЖ, в том числе применяющее УСН, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других платежей (за жилищно-коммунальные услуги), поступающих в ТСЖ, то согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В связи с этим, если в соответствии с уставом, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома и ТСЖ от своего имени по поручению членов ТСЖ или от имени и за счет членов ТСЖ заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) (то есть является исходя из договорных обязательств посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; по капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение средств, поступающих на счета ТСЖ, осуществляется с учетом положений подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России  от 21.02.2014 г. N 03-11-06/2/7386 налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Таким образом, мы предлагаем формировать бухгалтерские записи по учету деятельности ЖКХ  следующим образом:

Дт

Кт

Содержание операции

26

60,70,69

Начисление за услуги поставщиков по основной деятельности ТСЖ, заработная плата персонала ТСЖ

86.Целевые по ЖКХ

26

Списаны расходы за содержание и тек.ремонт

86.Целевые по ЖКУ

60

Оприходованы услуги от поставщиков ЖКУ

60

51

Оплачены услуги поставщикам ЖКУ

76.жильцы

86.Целевые по ЖКУ

Начисление по квитанциям

51

76.жильцы

Поступление от жильцов по квитанциям

 

Вернуться к списку консультаций